История

Начало истории Renault было положено человеком неординарной судьбы. 24 декабря 1898 года Луи Рено (Louis Renault) на свой страх и риск проехал на своем Voiturette А-класса вверх по крутой улице Ру Лепик на Монмартре в Париже. Таким образом, он получил свои первые 12 заказов. С течением времени компания Рено развивалась, с каждой одержанной им победой на авторалли: Париж-Берлин, Париж-Вена…

Луи Рено появился на свет в феврале 1877 года в состоятельной семье парижских буржуа. Он был пятым самым младшим ребенком в семье, его родители растили еще двух братьев и сестер. Отец семейства Альфред был успешным предпринимателем, а мать Луиза была дочерью богатых обладателей магазина, ценила искусство и обожала развлечения. Луи рос балованным ребенком.

Мальчик с детства интересовался разными механическими устройствами, в том числе моторами и электричеством. Семейству Рено принадлежал дом в Биланкуре, вблизи Парижа. Первая мастерская юного Луи была организована в сарае, который находился в саду этого дома. Учиться он не любил, поэтому закончив бакалавриат, был несказанно рад. И, тем не менее, вопреки отсутствию особых успехов в учёбе, не разговорчивый подросток отличался двумя очень важными чертами характера необходимыми для успешного человека: интуицией и трудолюбием.

Когда Рено исполнилось 20 лет, он блестяще вошёл в только что зарождающийся автомобильный мир. Реконструировав свой трёхколёсный Де Дион-Ботон в маленький четырёхколёсный автомобиль, дополнив его одним из своих изобретений, которое собственно и подняло автомобиль на иной уровень качества, чем и ознаменовалась новая автомобильная эра. Этим открытием была «прямая передача» — первая коробка скоростей, которая тут же отодвинула на задний план шестерёнки и цепи передач.

24 декабря 1898 года во время празднования Рождества, Луи предложил своим друзьям пари, утверждая, что его новая машина преодолеет улицу Ру Лепик на Монмартре, которая находилась под уклоном в 13 градусов. Никто вначале особо не верил этому начинанию, но вскоре все воочию убедились в его успешности. Совершив этот своего рода подвиг, Луи не только победил в споре, но и получил свои первые 12 заказов вместе с авансом. Так начался путь его необыкновенной карьеры. Через несколько месяцев он запатентовал коробку передач, и совсем скоро все автомобильные заводы того времени приняли изобретение Рено.

Первый автомобиль компании Renault был собран Луи в 1898 году. Это была лёгкая вуатюретка мощностью всего лишь 0,75 л.с., название которой происходило от французского слова Voiturette, что переводилось как «повозочка, тележка». Даже в те времена, когда едва не каждый автомобиль считался спортивным, эта машина отнюдь не походила на спортивную. Однако Братья Рено её такой и не считали, хотя и категорически были не согласны с преобладающим мнением, о том, что настоящая гоночная машина непременно должна быть многолитражным монстром мощностью сил в семьдесят. Они считали, что лёгкий и манёвренный автомобиль, обладающий сравнительно небольшим двигателем будет иметь скорость гораздо выше, чем грузный и неуклюжий автомобиль. И доказали верность своих суждений на деле, на протяжении трёх лет одерживая победу во многих соревнованиях.

Впрочем, это были, чаще всего, состязания местного масштаба, хотя и они имели рекламное значение. К примеру, после победы в автогонке Париж-Бордо компания получила 350 заказов. До этого события все относились к ним весьма скептически, полагая, что грандиозного международного успеха французам никогда не достигнуть.

Вторая машина братьев, «модель A» с двигателем «Де Дион» мощностью в 1,75 л.с. на трубчатой раме, удалась на славу. И Луи совместно со старшими братьями открыл компанию «Братья Рено» (Renault Freres).

К 1899 году они уже собрали и продали 15 «моделей A». В этой машине была коробка передач, в которой крутящий момент на задние колёса передавали не цепи, а вал с карданными шарнирами. Такая схема основной передачи сохранилась и до сегодняшнего времени у заднеприводных автомобилей. Значительное место на раннем этапе их бизнеса занимало создание гоночных и спортивных моделей, поскольку братья интересовались автомобильными гонками.

С 1900 года компания начала выпускать крупные и мощные автомобили. Такие как модели AG-1 с изысканными и комфортными всевозможными кузовами «капуцин», «дубль-фаэтон», «ландо», редко встречающиеся в те времена закрытые лимузины. Было выпущено 179 машин.

В 1901 году Renault разрабатывает модели D и E, чем и увеличивает свой модельный ряд, а также подписывает международный лицензированный контракт со сборочным заводом в Бельгии.

1902 г. — Renault создает двигатель 3750 куб/см с 4 цилиндрами, 20-30 л.с. для участия в авторалли Париж-Вена, в котором снова одерживает победу. Компания получает патент за создание конструкции суперзарядного устройства.

В 1904 г. Renault расширяет свою коммерческую сеть, которая теперь насчитывает 120 дилеров во Франции и за границей. Уже выпускается 948 единиц транспорта.

1905 г. - «Братья Рено» среди первых выпускающих автомобили-такси с кузовом «ландоле». «Браунинги» - как прозвали эти машины из-за чёрного цвета и формы, вошли в историю во время Первой Мировой войны, после того как 600 автомобилей-такси братьев Рено в самые короткие сроки были мобилизованы для переброски 5000 солдат к реке Марна. Такси стали носить название «марнские» в честь знаменитой битвы. Этой машине даже возведен памятник. Компания поставляла и другую технику для французской армии: суда, авиадвигатели (первый авиамотор собран в 1908 году). Луи Рено даже создал довольно успешные для тех времен танки.

В 1906 г. компания на автомобильном Салоне в Берлине презентовала свой первый автобус.

В предвоенные времена «Братья Рено» вели активную деятельность с Россией. На шасси Рено для Императора был сконструирован автомобиль «лимузин-ландоле». Для сына Императора был куплен «Рено-бебе», чрезвычайно лёгкая машина, и к тому же очень простая в управлении и эксплуатации.

Таксомоторы «Рено» приобретались и для новой социалистической Москвы. А для завода КИМ, больше известного как АЗЛК, технологии Renault стали основой.

Стоит упомянуть и блестящее достижение 1923 года — впервые был совершен переезд через пустыню Сахара шестиколёсным прототипом (модель «Жюва 4» с автономным передним приводом).

1910 г. — завод Renault насчитывает уже 3200 рабочих, которые ведут работы и над моделью 25CV Type BM.

В 1913 г. машины Renault производят 5200 сотрудников, увеличивая их общее количество до 10000 единиц, в том числе, и 40CV Type DT.

1919 г. — Луи Рено признан первым предпринимателем Франции, его завод оснащается современным оборудованием. Компания постоянно ищет возможности для уменьшения стоимости продукции, основная цель — доступный по цене товар.

1925 г. — логотипом компании Renault становится алмазный символ, и впервые устанавливается на 40CV, автомобиле который достигает целого ряда рекордов по дальности пробега, экономии топлива и одерживает победу в автогонке Монте-Карло.

В 1926 г. для всех автомобилей Renault становятся стандартными тормоза на каждом из четырёх колёс. Компания представила Renault NN, крепкую и надёжную модель автомобиля. В январе 1927 г. Джордж Естиенн выбрал Renault NN для своей поездки через пустыню Сахара. Путешествие Естиенна — почти 17000 км (10000 миль) — было завершено успешно, без единой поломки. В этом же году на приспособление для размещения багажа был получен патент.

1929 г. — начинает работать первая сборочная линия на новом, еще строящемся заводе. Продукция Renault представлена в 49 странах.

В 1930-е годы были созданы необычные автобусы Рено с открытой платформой.

Во время Второй Мировой войны компании понесла существенные убытки. Так как заводы в Бийанкуре были уничтожены бомбардировками союзников, а сам Луи Рено по обвинению в сотрудничестве с нацистскими оккупантами был брошен в тюрьму, где и умер.

1936 г. — запатентовано создание раскладных сидений.

В 1945 г. компания Renault становится собственностью государства и получает современное название.

1946 г. — начало выпуска частных автомобилей послевоенных времен. Количество произведенных автомобилей достигает 8500, большая часть из которых Juvaquatres и их варианты с видоизменённым салоном. Эти машины были оснащены гидравлическими тормозами и гидравлическими амортизаторами. Модель производилась до 1949 г., а её варианты до 1959 г.

К 1949 г. подходит к концу восстановление заводов, и уже к 1954 г. выпускается 500 тысяч 4CV.

В 1954 г. компания переживает настоящий триумф по случаю выпуска 1 миллиона автомобилей со времени национализации и 2 миллионов, с основания компании в 1898 г. Когда Пьер Дрейфус (Pierre Dreyfus) и Фернан Пикар (Fernand Picard) путешествовали по США и изучали рынок сбыта автомобилей, их пригласили на обед с губернатором Флориды. Во время, которого они достигли соглашения и обсудили сроки налаживания производства Renault. После того как 11 февраля директор компании погибает в автомобильной катастрофе, Дрейфус берет не себя его обязанности, как верный друг и советник. И уже в декабре начинается производство модели Dauphines.

В 1958 г. начинает работу новый завод по изготовлению двигателей «Рено» в г. Клеоне (Нормандия). Переднеприводный автомобиль Renault 4 становится народным популярным любимцем (численность единиц этой модели достигает более 8 миллионов). В 1965 г. Renault 16, автомобиль с передним приводом, и полуторалитровым двигателем, стал первым по производству кузова «хэтчбэк», который и сегодня остался неизмененным. Этот универсальный и комфортный автомобиль с типично французской мягкой подвеской колёс стал элегантным и удобным средством передвижения для французов среднего класса.

1959 г. — В США были проданы 102000 Dauphines и 15000 4CVs. В Германии 41000 и 19000 в Италии. Компания Renault находится на 6 месте среди мировых автомобильных производителей. В США начат выпуск автомобиля Floride под наименованием Caravelle.

В 1966 году Renault заключает контракт об объединении технических ресурсов с Peugeot и Volvo. В этом году Renault произвел 738000 автомобилей, из них 333000 продано за рубежом.

1967 г. — на каждом континенте существуют заводы Renault. В Европе 5 сборочных заводов, не включая Францию, в Канаде один, 9 в Латинской Америке, 5 в Африке, 1 в Австралии, 1 в Азии. К открытию готовятся заводы в Румынии и Малайзии.

1969 г. — сконструировано свыше 1 миллиона автомобилей и больше 500000 отправлено на экспорт. Проект 117 — Renault 12 —представляется на Парижском автосалоне: суть проекта в том, чтобы модель автомобиля была экономичной, просторной, имела вместительный багажник. В Румынии модель R12 носила название Dacia, а в Бразилии Corcel. Отделения Рено образовываются в Турции.

В 1970-е годы у компании начинается период динамичного развития: создаются новые заводы на севере Франции, объединенные предприятия Renault и Peugeot. Модели Renault 5 и Renault 12 –лидеры продаж в мире среди французских автомобилей.

В 1979 г. компания подписывает контракт с «Американ Моторз Корпорэйшн», чем начинает свое продвижение на многообещающий американский рынок, и в свою очередь, берет на себя обязательство продвигать её автомобили на европейском рынке.

1982 г. — Renault 9, который в США выпускается под названием Alliance, признается там автомобилем года (эту модель можно было даже увидеть в одном из фильмов киноэпопеи про Джеймса Бонда).

Летом 1984 г в Брюсселе впервые демонстрируется Минивэн Renault Espace. В 1988 г. представляется полноприводный вариант Quadra.

В марте 1986 года создается новое поколение Renault под индексом 21 (заводской индекс кузова седана L48, универсала — К48). Через 6 месяцев появляется универсал под названием Nevada, который отличается удлинённым на 150 мм кузовом. Renault 21/ Nevada в Европе выпускали вплоть до 1995 года, после чего её вытеснила модель Laguna.

Летом 1988 года концерн Renault продемонстрировал хэтчбэк Renault 19, чем и укрепил свои позиции в наиболее популярном европейском классе «С» компактных машин.

1990 г. – начало выпуска модели Clio, которая в течение долгого периода является одной из самых популярных моделей во Франции.

В 1998 г. создается следующее поколение Clio и тотчас же приобретает популярность. Одна из версий Clio Symbol выпускается специально для рынков, так называемых третьих стран, в том числе и для России. Осенью 1999 г. выходит вариация Clio Sport с двигателем 2,0/16.

1991 г. становится для Renault годом титулов. Clio признан «автомобилем года», Renault Ligne — AE «грузовиком года», Renault FR1 — «автобусом года», а Раймонд Леви удостоен звания «президент года». Создается Renault 19 Cabriolet один из самых популярных в классе открытых автомобилей. Во Франкфурте демонстрируется концептуальная модель Scenic.

31 марта 1992 г. производится Renault Twingo, и выпускается модель Renault Safrane. В Париже на автосалоне показана модель Zoom.

В ноябре 1993 г. представлена полноприводная, очень мощная модель Biturbo с двигателем 268 л.с. и двумя турбонагнетателями.

В сентябре 1995 г. впервые показана модель Megane (заместитель модели Renault 19). Исполнение автомобиля имеет несколько вариаций — Classic, Cabriolet, Coupe и Estate. Весной 1999-го выходит вариант с кузовом универсал.

С 1996 года Renault 19 в производстве Europa с кузовами седан стал одним из лидеров отечественного рынка новых импортных легковых автомобилей.

В 1996 г. выпускается новое поколение моделей, в которых двигатели расположены поперечно, и увеличен размер кузова.

Осенью 1997 г. производится Grand Espace с более длинной основой. С 1998 г. автомобиль оснащается новыми двигателями. Создается новый грузовой автофургон Renault Kangoo.

В 1998 г. свое столетие Renault ознаменовала выпуском нового Clio. В Женеве проходит показ проекта Zo, с первым в Европе бензиновым мотором прямого впрыскивания, и проект Vel Satis.

1999 г. — подписан контракт о сотрудничестве с фирмой Nissan. Впервые демонстрируются модели Avantime на основе Renault Espace. И действительно, создав этот автомобиль, французы опередили время, (о чем и говорит название модели) приняв решение реконструировать минивэн в машину представительского класса.

2000 г. — в Женеве представлен вездеход Koleos.

В 2001 г. Renault Laguna II, по итогам тестов независимой организации EuroNCAP, стал одним из первых в мире автомобилей, который удостоился высшей оценки (пять звёзд) за безопасность.

2003 г. — Renault Megane II удостоен титула «Автомобиль года». Патрик ле Кеман, шеф-дизайнер Renault, признан "дизайнером года". EuroNCAP провозглашает Renault Megane II, Renault Vel Satis и Renault Espace IV наиболее безопасными автомобилями.

2004 г. — Renault Megane —один из лидеров продаж на рынке Европы. Компания в Кубке конструкторов чемпионата Формулы-1 Renault занимает 3 место. Самой высокой награды EuroNCAP за безопасность удостаиваются Renault Scenic, Renault Megane C+C и Renault Modus.

2005 г. — запущен выпуск Logan — нового «Всемирного автомобиля».